Notice: Undefined variable: vid in /home/psicho/htdocs/public_html/web/psychological-kitchen/index.php on line 8
Мечта о социально - профессиональных мирах.
Главная /  Психологическая кухня /  Философия /  Мечта о социально - профессиональных мирах. Заблуждения и мифы для взрослых.

Философия

Мечта о социально - профессиональных мирах. Заблуждения и мифы для взрослых.

Дата создания: 2014-06-15 Автор: Александр

Эта статья предназначена в основном для подростков, для будущих членов социального общества, которым после окончания школы откроются новые неизведанные миры. Нет на нашей планете человека, который бы сразу стал взрослым. Все мы проходили через период, когда перед нами открывались новые горизонты. Мы стояли перед решающим выбором в своеобразной ключевой временной точке (об этих ключевых точках читай в разделе Психология в статье «Жизнь - не страничка»).

Основные проблемы при раскрытии этих социальных миров не новы. Во-первых, это взаимоотношения между родителями и детьми. Во-вторых, система запретов, которые выстраивают родители для своих подрастающих детей.

Каждый из нас в свое время учился в школе, осваивал общеобразовательную программу, затем поступал в высшее или специальное учебное заведение для получения рабочей специальности. Каждый мечтал о взрослой жизни. Даже не взрослой, а самостоятельной, той жизни, где не будет родительских запретов, где можно распоряжаться своим личным временем по своему усмотрению. И каждый, начиная взрослую жизнь, со временем понимал, что родительская система запретов была не самой худшей в нашем современном гражданском обществе.

Ведь именно из всевозможных социальных, моральных, духовных запретов состоит жизнь современного взрослого человека. Но осознание этого факта приходит только с накоплением жизненного опыта, а в юности именно этого опыта и не хватает.

Тогда почему так остро существует проблема взаимоотношений родителей и детей?

Это происходит потому, что дети в результате малого житейского опыта не понимают, для чего родители выстраивают собственную систему запретов, которая является своеобразной системой безопасности для ребенка. Ведь ребенку предстоит в будущем выбирать и развивать свой собственный социальный мир. Что такое собственный социальный мир, я поясню.

Взрослея, каждый человек, вливается в гражданское общество, начинает жить в собственном социальном мире, который находится в общем потоке времени. Эти социальные миры разные и мы их знаем под видом профессий. Но профессия обозначает не только специальность, по которой работает человек. На самом деле все гораздо глубже. Выбирая профессию, Вы будете отдавать ей очень большой промежуток времени из своей жизни. У Вас появятся друзья, которые уже имеют опыт и трудятся по этой профессии, навыки, собственный опыт и т.д. То есть профессия это и есть Ваш личный социальный мир, в котором Вы проживете лет тридцать или больше.

Таким образом происходит некое социальное взросление. Изначально подросток живет в мире семьи, у него существует собственный мир, который формируется и расширяется в соответствии с приобретенным опытом и знаниями. И только начиная работать, он живет в собственном социальном мире, в котором по физической возможности будет жить до самой старости. Взрослые люди уже давно живут в одном из собственных социальных миров и имеют о нем большое житейское представление. И, зная на собственном опыте о рутинных буднях собственного социального мира, родители хотят для своего ребенка развития и открытия другого собственного социального мира. Поэтому, зная ошибки, которые совершили в молодости родители, они строят систему запретов для своего ребенка таким образом, что бы он смог попасть в другой личный социальный мир.

Вообще найти свой социальный мир, который будет в будущем устраивать человека по таким психологическим качествам как увлеченность, интерес довольно трудно. Очень мало людей мечтая в детстве об определенной профессии, взрослея, попадали в социальный мир, о котором мечтали. Обычно жизнь вносила свои коррективы. В детстве любая профессия интересна, но благодаря киноиндустрии многие мечтают о таких своих социальных мирах как летчики, космонавты, военные. Существовала своеобразная система или шкала социальных миров, которых вырастая, ребенок стремился достичь. На первых местах в стабильных и высокооплачиваемых профессионально социальных мирах стояли редкие профессии, затем были профессии попроще и затем, те социальные миры, в которые попадали дети, не мечтавшие ни о чем. И если при выборе социально профессионального мира у ребенка на первом месте под влиянием эмоций стояли такие факторы выбора, как возможность путешествий, красивая форма и интересность. То взрослые, в отличие от детей, благодаря житейскому опыту, знали о тех подводных камнях, которые ждали соискателей на пути к достижению цели. Именно отсюда строится изначально система семейной безопасности, система запретов и, соответственно, жесткий контроль за личным временем ребенка.

Приведем житейский пример. Ваш ребенок хочет быть летчиком. Его выбор обусловлен на увиденных самолетах, красивой форме летчика, возможностью путешествовать, то есть выбор основан на эмоциях.

Что в таких случаях обычно делают родители? Соглашаются.

Так как ни один родитель в мире, работая водителем автобуса, и зная, о рутинности этого социально профессионального мира не захочет такой судьбы своему ребенку. И делают роковую ошибку. Без объяснений устанавливают ребенку систему запретов, составляют распорядок личного времени для того, что бы мечта ребенка стала реальностью. Исполняя эту систему запретов, по мнению родителей, ребенок достигнет своего социально профессионального мира.

Ведь, чтобы стать летчиком, ребенок должен хорошо учиться, быть спортивным, не иметь вредных привычек. Но, что видит ребенок? Постоянный контроль и зубрежка, в свободное время посещение нескольких спортивных секций, контроль за личным временем и негативное отношение к его товарищам, которые, по мнению родителей, помешают в достижении цели. Разве может ребенок понять, что профессия летчика, а именно достижение этой ступени профессионально социального мира, должно начинаться с самого раннего возраста. Это знают взрослые и их задача рассказать своему ребенку о нелегком пути к достижению цели.

Но происходит все от обратного. Ребенок взрослеет, у него появляется свое Я, и он начинает бунтовать против установленной системы родительских запретов. Тогда от родителей очень часто можно услышать такую фразу: «Я ему всю жизнь отдал (ла), а он (ребенок) вырос и наплевал на мои труды и заботы». Почему это происходит объяснить довольно просто.

Делая через систему запретов добро своему ребенку, без объяснений причин, взрослые обычно растят потребителя. Очень часто с эгоистическими чертами характера. Чтобы такого не случилось, нужно помимо постоянных разъяснительных бесед с ребенком, почему и для чего существует система запретов, развивать в нем такое психологическое качество как воля к победе. Ребенок должен самостоятельно перерасти эмоциональный фактор выбора, и начать планомерно и разумно стремиться к достижению своего социально профессионального мира, который выбрал в детстве. Именно тогда, видя какие трудности испытывают родители, помогая ему в достижении мечты, в ребенке будет развиваться чувство благодарности и ответственности. Ведь именно на разумном подростке будет лежать ответственность за ошибки, которые он не захотел исправить, и которые со временем помешали ему достичь социально профессионального мира.

На родителях лежит ответственность по постоянному контролю и разумному видению социальной ситуации. Не верить вместе с ребенком слепо в то, что он будет летчиком, если реальный фактор показывает, что ребенок физически слаб, и никогда не будет работать в этой профессии. И видя эти социально негативные факторы, с помощью коррекционных бесед попытаться и изменить систему запретов, попытаться открыть своему ребенку достигаемый, по состоянию здоровья социально профессиональный мир. Именно тогда, Вашего ребенка не постигнет в будущем разочарование в жизни, которое иногда пострашнее эгоизма.

В общем, если хотите, что бы Ваш ребенок достиг социально профессионального мира, о котором мечтает, держите руку на пульсе и все семейные отношения под контролем.

Очень часто можно встретить такой вариант развития событий, когда родители самостоятельно, без мнения своего ребенка выбирают социально профессиональный мир, в котором будет жить их дитя. Тут происходит ситуация непонимания, упреков и обвинений ребенком родителей.

Ребенок не понимает, что от него хотят, почему к нему так относятся. Все разъяснения взрослых сводятся к одной фразе: « Я хочу сделать из тебя человека», а понять, что означает это слово с позиции социума, иногда не может и взрослый. Иногда можно встретить такую речь: « Я хочу, что бы ты стала врачом, а не мыла полы всю жизнь, как я». Но как подростку понять, что значит быть врачом, если он не испытал к этой профессии никакого эмоционального восторга и очень часто испытывает обратную психологическую реакцию - страх перед человеком в белом халате. Это стремление взрослого раскрыть для своего ребенка ненужный и неинтересный социально профессиональный мир, однозначно в будущем потерпит неудачу. В таких репликах слышна мечта самого взрослого, которая по каким-то причинам не осуществилась. И разочарование в будущем ждет как родителя, так и ребенка.

Для выбора будущего профессионально социального мира для своего ребенка, нужно наблюдать за его интересами, знать физическое развитие и социальное восприятие мира, тогда родители смогут без ведома ребенка строить систему запретов и обучения в нужном направлении, что бы повзрослев, их ребенок начал стремиться к достижению выбранной цели. Ведь именно несбыточные мечты о социально профессиональных мирах, как самих родителей, так и детей приводят к не раскрытию, потере многочисленных социальных миров, в которых Ваш ребенок смог бы реализовать свой творческий потенциал. Смог бы стать достойным гражданином, семьянином, родителем, специалистом.

Задача взрослых всегда помнить об этом.