Notice: Undefined variable: vid in /home/psicho/htdocs/public_html/web/psychological-kitchen/index.php on line 8
Притчи 5
Главная /  Психологическая кухня /  Притчи /  Притчи 5 учат вырабатывать новые модели реальности, более приспособленные к выживанию.

Притчи

Притчи 5 учат вырабатывать новые модели реальности, более приспособленные к выживанию.

Дата создания: 2013-10-27 Автор: Александр

Еще одна подборка мудрых притч.

Пустыня Печали – притча
Два путника повстречались в Пустыне Печали.
— Как ты попал сюда? — спросил один другого.
— Жизнь меня не любила, — ответил другой, — и однажды ее нелюбовь привела к тому, что мне стало все равно, куда идти. Тогда я пошёл, куда глаза глядят, оказался в Пустыне Печали и заблудился в ней.
— И давно ты здесь?
— Очень давно. Тут страшная, проклятая земля — никаких условий для жизни. Один день ничем не отличается от другого, но каждый из них уносит в небытие еще два.
— Как жаль, что в мире существуют такие места… Я тоже оказался здесь, но совершенно случайно. К счастью, ни одна пустыня не бывает бескрайней, и я хочу как можно скорее выбраться отсюда.
— Наивный! Пустыня Печали — это замкнутый круг. Отсюда нет выхода. Мы с тобой бредем по ней уже второй час, но разве за это время хоть что-нибудь изменилось?
— Изменилось! Гляди! — воскликнул первый путник, указывая рукой куда-то вдаль. — Там, впереди, не оазис ли?
— Мираж…
— А вдруг оазис? Давай, посмотрим!
Да, это действительно был оазис. Его жители радушно встретили путников, ведь каждому из них тоже пришлось преодолеть пустыню, прежде чем они сами оказались здесь. Тут была вода, растения, животные. Люди заботились о них и были счастливы.
— Я хочу здесь остаться! Посмотри, как красиво вокруг! — обрадовался первый.
— Что хорошего ты увидел? — удивился второй. — Примитивное хозяйство, никаких удобств, сплошная скука, тоска и беспросветность.
— Но мы ведь сами можем построить все, что нам нужно! Это в наших силах!
— Как ты не понимаешь? — угрюмо проворчал второй. — Здесь за счастье нужно бороться точно так же, как и везде. Оазис — та же самая пустыня, но только празднично украшенная. Взгляни-ка внимательнее: ты думаешь, жизнь любит этих людей?
— Эти люди любят жизнь! — возразил первый. — И даже если вокруг пустыня, они живут не в пустыне.
Они спорили еще долго, но так и не пришли к единому мнению.
Ночью второй так и не сомкнул глаз, все ворочаясь с боку на бок. Первый же уснул сном праведника и проспал так до самого утра. Проснувшись утром, он не обнаружил своего товарища. На ноги подняты были все жители оазиса. Искали везде, во всех хижинах, во всех уголках. И наконец, нашли. Одинокую цепочку следов, уходящую вдаль — в Пустыню Печали…

Притча рассказывает о том, что каждый сам для себя ищет и строит жизнь. Кому то нравится жить в оазисе, а кто - то любит бродить по пустыне. С одной стороны жизнь в оазисе, подобна жизни на острове в океане. Создается своеобразный микро мир или микро социум. Есть люди которые довольны жизнью в оазисе, хотя если смотреть со стороны, это остановка в жизненном поиске. В пустыне наверняка есть еще оазисы и каждый может его найти.

Решение проблем – притча

Однажды на лекции по психологии, разговор зашел о жизненных трудностях. Профессор решил объяснить студентам на наглядном примере. Он взял в руку стакан с водой и, вытянув ее вперед, спросил:
— Как вы думаете, сколько весит этот стакан?
Студенты зашептались:
— Грамм двести или триста. – раздавались ответы. Кто-то сказал, что может даже четыреста.
— Да, не взвесив стакан, мы никогда не узнаем точную цифру. Но в этом сейчас нет необходимости. На самом деле я хочу спросить, что случится, если я какое-то время, например, минуту, продержу стакан на вытянутой руке?
— Ничего не случится.
— Верно, за одну минуту не случится ничего. А если я продержу так стакан часа два? — продолжал профессор.
— У вас начнет болеть рука и держать стакан будет довольно тяжело.
— А если продержу целый день?
— Это практически невозможно, сначала рука одеревенеет, а потом может случиться серьезное мышечное расстройство и даже паралич. – подытожил один из студентов.
— Тогда как по- вашему, изменится ли вес стакана за день пока я его буду держать в руке.
— Нет, конечно отвечали студенты, не понимая куда клонит профессор.
— Так что же мне сделать, чтобы помочь своей руке, чтобы не доводить дело до паралича? – не унимался профессор.
— Просто поставьте его куда-нибудь! – смеясь, ответил один из учеников.
— Абсолютно верно! – ответил профессор.
Так и происходит с любыми жизненными трудностями. Стоит подумать о какой бы то ни было проблеме минутку и вот она, рядышком с тобой. Не переставай думать о ней несколько часов, и эта проблема станет тебя порядком беспокоить и причинять боль. Ну, а если думать об этом весь день, она тебя буквально парализует!

Но, как мы помним пример со стаканом, «вес» проблемы от того что мы держим ее в голове, постоянно думаем о ней, не уменьшается. Решить проблему поможет только действие. Либо мы решаем ее, либо откладываем в сторону. Притча на простом примере показывает нашу психологическую взаимосвязь с физическими законами. Не стоит носить на душе парализующие тебя камни!

Лиса пользуется могуществом тигра.
Стратагема № 29 — Украсить сухое дерево искусственными цветами
Цзинский Сюань-ван (правил 369 — 340 до н.э.) спросил собравшихся придворных:
— Я слышал, что по ту сторону наших рубежей боятся нашего военачальника Чжао Сисюя. Так ли это?
Никто из собравшихся придворных не ответил, лишь один Цзян И взял слово:
— Тигр охотился на разных зверей и пожирал их. И вот как-то раз поймал лису. «Только не вздумай меня съесть! — сказала лиса. — Небесный Владыка прислал меня сюда начальницей над всеми зверями. Сожрешь меня — нарушишь его волю. А если не веришь — давай я пойду впереди, а ты ступай следом. Сам увидишь, посмеют ли звери, при виде меня, не разбежаться!»
Тигр ей поверил и пошел следом. Все звери, завидев их, разбегались кто куда. Невдомек было тигру, что звери разбегаются из страха перед ним, и он решил, что они и вправду боятся лисы.
Ныне ваши владения составляют 5000 ли, латников свыше миллиона, которых вы поставили сугубо под начало Чжао Сисюя. То, что Чжао Сисюя страшатся на севере, означает, что на самом деле страшатся латников ванна, подобно тому, как звери на самом деле страшились тигра, а не лисы.

Это одна из многих стратагем которые описаны в книге «33 способов войны»

Нерешенный вопрос - суфийская притча
Двое достопочтенных граждан из Страны Дураков прослышали, что некто, называемый Вежливым Человеком, ныне находится в их столице.
Горя желанием встретиться с ним, они пришли на главную городскую площадь. Там они увидели чужестранца, сидящего на скамейке.
— Думаешь, это он? — спросил один другого.
— Почему бы тебе не подойти и не спросить его? — ответил тот.
Первый человек подошел к чужестранцу и спросил:
— Простите, не вы ли Вежливый Человек?
Чужестранец ответил:
— Если ты сейчас же не отвалишь, я дам тебе в морду!
Вопрошавший вернулся к своему приятелю.
— Ну, это тот, кого мы ищем?
— Не знаю, он мне не сказал!
Источник: Шах И. Невидимая газель.

Притча с чувством юмора, о двойном ответе. По ответу можно сказать, что чужестранец груб, но на вопрос он не ответил. Значит приятель сказал правду.

Болтовня – притча
Один рыбак как-то обнаружил на берегу выбеленный временем череп.
- «Что привело тебя сюда?» - спросил он, подойдя, - и вдруг, о чудо, череп разомкнул уста и вымолвил:
- «Болтовня»...
Пораженный рыбак, бросив корзину на берегу, побежал к правителю города:
- «О, мудрый правитель, у стен города произошло невероятное: там говорящий череп!»
- Ты прервал мою трапезу, рыбак.
- На то есть причина, пойди и убедись.
- Хорошо, мы пойдем туда, но если ты соврал, берегись - сказал правитель, и отправился на берег.
- Вот он, смотрите, смотрите! - кричал рыбак, тыча в череп, пока свита подтягивалась к берегу. - ..и? - молвил правитель.
- О, череп! скажи им! - вопил с энтузиазмом рыбак, оглядываясь на свиту. Череп молчал.
- Молю тебя, скажи хоть слово!
Череп молчал. Правитель выхватил острую саблю и отрубил бедняге голову. Затем аккуратно вытер оружие и, хмурясь, удалился. Голова покатилась по гальке и замерла неподалеку от черепа.
И тут череп вымолвил: - Что привело тебя сюда?

Притча говорит о том, что бы человек проверял чудеса прежде чем объявлять о них. Что бы, не оказаться в дураках. Ведь человек нашедший череп захотел немедленной славы и почести, поэтому побежал сразу во дворец. А мог бы узнать довольно много интересного.

Утонувший верблюд - притча про Насреддина
Когда Афанди был кадием в Вобкенте, к нему явились два караванщика и обратились с просьбой разобрать их спорное дело.
— Мы купили верблюда. Я заплатил десять золотых, а мой товарищ — тридцать. Много лет мы возили поклажу разных нанимателей. Я получал четвертую часть платы, а он — три четверти. И все было хорошо. Да вот при переправе через Зеравшан верблюд утонул, и теперь мой компаньон требует возмещения убытков.
— Да, да, — закричал второй караванщик. — Я заплатил за верблюда в три раза больше. Пусть он мне уплатит десять золотых, и мы будем квиты.
— Но, — возражал первый караванщик, — ты же всегда получал в три раза больше за перевозку грузов, чем я. Ты заплатил за верблюда в три раза больше, но и доход твой с него был втрое выше, чем мой.
Они спорили и кричали. Тогда Афанди задал вопрос:
— Когда верблюд потонул, были ли на нем вьюки?
— Нет, мы возвращались порожняком.
— Верблюд утонул не от тяжести груза, а от собственной тяжести, — решил Афанди. — В весе верблюда три четверти принадлежит жалобщику. Именно эта часть погубила верблюда, а посему ты сам виновник гибели животного.
И Афанди вынес приговор, чтобы второй, богатый, караванщик немедленно уплатил первому его долю стоимости верблюда — десять золотых.
Источник: Книга о судах и судьях

Притча о справедливом решении и грамотном разбирательстве в торговом деле. В таких делах без учета всех мелочей не добиться справедливости.

Расплата за сушеные фиги - еврейская притча
Р. Тарфон владел многими садами, которые он посещал очень редко, так что его же садовники зачастую и в лицо не знали его.
Однажды зашел он в один из своих садов, чтобы отведать там в сушильне винных ягод. За этим делом застал его садовник и, не узнав в нем хозяина, закричал:
— А-а! Вот он, тот самый, кто постоянно виноград здесь ворует!
С этими словами избил р. Тарфона садовник своей дубинкой и, засунув его в мешок, потащил к реке топить.
Видя себя в такой опасности, начал р. Тарфон кричать из мешка:
— Заклинаю тебя, добрый человек, прежде чем утопить меня, ступай на дом к р. Тарфону и скажи, чтоб приготовили для него саван.
Услыша это и догадавшись о роковой ошибке, упал садовник р. Тарфону в ноги, начал рвать на себе волосы и молить, заливаясь слезами:
— Прости меня, господин, прости меня!
— Успокойся, — сказал р. Тарфон. — Накажи меня Бог, если я не прощал тебе каждый удар по мере того, как ты наносил их мне.
Источник: Мудрецы Талмуда. Сборник сказаний, притч, изречений

Притча говорит о том, что хозяин должен следить и чаще появляться в своих владениях. Люди которые работают на тебя, должны знать тебя в лицо.

Бог везде - Христианская притча
Однажды авва Виссарион шел со своим учеником по морскому берегу. Ученик почувствовал большую жажду и сказал авве Виссариону:
— Отец, меня очень томит жажда.
Старец, помолившись, сказал ему:
— Напейся из моря.
Морская вода сделалась пресною, и тот ею утолил свою жажду. Но, напившись, он налил воды в сосуд из предосторожности, чтобы иметь при себе воду, если снова начнет чувствовать жажду. Старец, увидев это, спросил:
— Для чего ты сделал это?
Тот ответил:
— Прости меня! Я сделал это из опасения, что мне опять захочется пить.
Тогда старец заметил:
— Как здесь — Бог, так и везде — Бог.
Источник: Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова.

Притча рассказывает о произошедшем чуде, и не крепкой вере ученика.

Самая удивительная вещь на свете - Притча неизвестного происхождения
Путник со своей семьей пересекал пустыню. Изнемогая от жажды они, наконец, добрались до колодца. Но перед тем как зачерпнуть из него воды, путнику внутренний голос сказал, что вода в этом колодце отравлена. Но просьбы жены и детей были так настойчивы, что он поддался уговорам и напоил их. Не успел он зачерпнуть последний сосуд, чтобы напиться самому, как увидел, что вся его семья мертва. Тогда он взмолился Богу с просьбой вернуть ему умерших близких. Он плакал и негодовал о такой нелепой смерти, удивлялся, как такое могло случиться.
И тогда он услышал голос с Небес:
— Я верну тебе твою семью, если ты ответишь на вопрос: что на свете является самым удивительным?
Путник подумал немного и ответил:
— Самая удивительная вещь на свете — когда умирающий плачет над умершим. Те, кто каждую минуту сами могут умереть плачут над теми, кто уже умер, как если бы их слезы возымели действие: то ли оживили бы мертвого, то ли предотвратили бы их собственную смерть, а в жизни поступают так, как будто сами не умрут никогда.
Семье путника была возвращена жизнь.

Очень мудро сказал путник, но разве мы не поступаем так же как он? Сколько раз в своей жизни мы не слушаем свой внутренний голос. А если уже есть сомнения, то можно воду хотя бы перекипятить.

Я выбираю блаженство - суфийская притча
Мастер Бахауддин всю свою жизнь был счастливым, улыбка никогда не сходила с его лица. Вся его жизнь была пропитана ароматом праздника! Даже умирая, он весело смеялся. Казалось, будто он наслаждается приходом смерти. Его ученики сидели вокруг, и один спросил:
— Почему вы смеетесь? Всю свою жизнь вы смеялись, и мы все не решались спросить, как вам это удается? И вот сейчас, в последние минуты, вы смеетесь! Что здесь смешного?
Старый Мастер ответил:
— Много лет назад я пришел к моему Мастеру молодым человеком, семнадцатилетним, но уже глубоко страдающим. Мастеру же было семьдесят, а он улыбался и смеялся просто так, без всякой видимой причины. Я спросил его:
«Как вам это удается?»
И он ответил:
«Внутри я свободен в своем выборе. Просто это — мой выбор. Каждое утро, когда я открываю глаза, я спрашиваю себя, что выбрать сегодня — блаженство или страдание? И так случается, что я выбираю блаженство, ведь это так естественно».

Очень мудрая притча, ведь свобода выбора это право данное нам самим творцом. Поступайте так же и вы всегда будете в нормальном психическом и физическом состоянии.

Два друга.
Однажды они поспорили, и один из них дал пощечину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке:
Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину.
Они продолжали идти и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул, и его друг его спас. Когда он пришел в себя, он написал на камне:
Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь.
Тот, кто дал пощечину и который спас жизнь своему другу спросил его:
- Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
Друг ответил:
- Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

Это и есть естественное состояние памяти, запоминать хорошие события и вытеснять и забывать плохие.