Notice: Undefined variable: vid in /home/psicho/htdocs/public_html/web/psychological-kitchen/index.php on line 8
Притчи -8
Главная /  Психологическая кухня /  Притчи /  Притчи о богатстве и пороках - 8.

Притчи

Притчи о богатстве и пороках - 8.

Дата создания: 2014-05-01 Автор: Александр

Ценность времени.

Один бизнесмен накопил состояние, составляющее три миллиона золотых долларов. Он решил, что возьмет себе год отдыха от работы и поживет в роскоши, которую мог себе позволить благодаря своему богатству.
Но не успел он принять это решение, как к нему спустился Ангел Смерти. Будучи профессиональным торговцем он решил любым способом уговорить Ангела Смерти, чтобы тот продал ему немного времени.
Отчаявшись, богач сделал Ангелу предложение:
- Дай мне еще три дня жизни, и я отдам тебе треть моего состояния, один миллион долларов золотом.
Ангел отказался.
- Хорошо, оставь мне еще два дня жизни, и я отдам тебе две трети своих денег, два миллиона золотых долларов.
Ангел снова отказался.
- Дай мне всего один день, чтобы еще раз насладиться красотой этой земли и провести немного времени с семьей, которую я так долго не видел, и я отдам тебе всё, что имею. Три миллиона золотых долларов.
Но Ангел был непоколебим.
Наконец, человек спросил, может ли Ангел дать ему немного времени, чтобы написать прощальную записку?
Это желание было удовлетворено.
«Правильно используйте время, которое отведено вам для жизни, - писал он. Я не смог купить даже часа жизни за три миллиона золотых долларов. Проверьте, прислушавшись к своему сердцу, все ли вещи, окружающие вас, обладают действительной ценностью».



Ученик- пьяница.

У учителя были сотни учеников. Все они молились в подходящее время, кроме одного, который был пьяницей.

Перед смертью учитель подозвал ученика-пьяницу к себе, и передал ему все секреты своих таинств. Другие ученики возроптали:

— Какой стыд! Мы пожертвовали всем для учителя, который оказался не в состоянии оценить наши качества, — возмущались они.

Учитель ответил:

— Я должен передать эти секреты человеку, которого я хорошо знаю. Те, кто кажутся добродетельными, часто скрывают свое тщеславие, гордость и нетерпимость. Так что я выбрал единственного ученика, чьи недостатки я смог увидеть — пьяницу.

Источник: Коэльо П. Мактуб.

Как много в нашей жизни встречается людей описанных в притче, тех кто ради достижения своей цели скрывает свои истинные чувства. Как много раз каждый из нас сталкивался с такими людьми и удивлялся огромнейшим изменениям в том человеке, которого он хорошо знал, после того как этот человек достигал цели. Учитель просто не стал мудрствовать долго и сделал свой выбор, что это даст пьянице, решать самому пьянице – ученику. Зарыть талант или изменить себя, все зависит от выбора самого человека.



Вяз и виноград.

Однажды, когда Ерм, прогуливаясь по полю, увидел вяз и виноградное дерево, и размышлял о плодах их, явился пастырь ему и сказал:

— Что ты думаешь об этом виноградном дереве и вязе?

— Думаю, как они пригодны друг для друга.

И сказал он Ерму:

— Эти два дерева представляют рабам Божьим глубокий смысл. Виноградное дерево имеет плод, а вяз — дерево бесплодное; но это виноградное дерево не может приносить обильного плода, если не будет опираться на вяз. Ибо лежа на земле, оно дает гнилой плод; но если виноградная лоза будет висеть на вязе, то дает плод и за себя и за вяз. Итак, видишь, что вяз дает плод не меньший, даже гораздо больший, чем виноградная лоза, потому что виноградная лоза, будучи подвешена на вязе, дает плод и обильный и хороший; но лежа на земле, дает плод плохой и малый. Это служит уроком для рабов Божьих, для бедного и богатого.

— Каким образом? — спросил Ерм. — Объясни мне.

— Богатый имеет много сокровищ, но беден для Господа; развлекаемый своими богатствами, он очень мало молится Господу, и если имеет какую молитву, то слабую и не имеющую силы. Но когда богатый подает бедному то, в чем тот нуждается, то бедный молит Господа за богатого, и Бог подает богатому все блага; потому что бедный богат в молитве и молитва его имеет великую силу перед Господом. Богатый подает бедному, веруя, что ему внимает Господь, и охотно и без сомнения подает ему все, заботясь, чтобы у него не было в чем-нибудь недостатка. Бедный благодарит Бога за богатого, дающего ему. Тот и другой делают дело.

Так люди думают, что вяз не дает плода. Не знают они и не понимают того, что во время засухи вяз, имея в себе влагу, питает виноградную лозу, а виноградная лоза, имея постоянную влагу, дает двойной плод, и за себя и за вяз. Так и бедные, моля Господа за богатых, бывают услышаны, и умножают богатства их, а богатые, помогая бедным, ободряют их души. Те и другие участвуют в добром деле. Итак, кто поступает таким образом, не будет оставлен Господом, но будет вписан в книге жизни. Блаженны те, которые, имея богатство, чувствуют, что они обогащаются от Господа, ибо кто почувствует это, тот может делать нечто доброе.

Христианская мудрость / Сост. Лавский В. В

Притча очень иносказательна, как и вся христианская мудрость, то есть имеет двойные стандарты. Это внушение людям о том, что богатые и бедные неизменное состояние нашего общества, но ведь на самом деле изначально было не так. Богатство порождение развитого цивилизованного общества, но не явление созданное Богом. Притча больше подходит к семейным отношениям между мужчиной и женщиной. Только во взаимной поддержке друг друга, семья дает зрелый плод (дитя).



Суфий и тиран.

Правитель страны был жестоким тираном. Народ устал жить под его властью, и люди пришли просить мудрого суфия избавить их от чудовища на троне.

— Хорошо, я попробую, — сказал мудрец.

На другой день он пришел во дворец, бросился перед троном на колени и сказал:

— О, великий владыка, я настаиваю, чтобы меня убили здесь, на этом самом месте, ровно через четверть часа!

— Этот суфий — настоящий герой! — шептались окружающие. — Он хочет стать мучеником, чтобы народ, потрясенный его гибелью, восстал и сбросил иго тирании.

Правитель, как и все тираны, был чрезвычайно подозрителен:

— Схватить его и пытать, пока не скажет, зачем ему понадобилось быть убитым именно здесь и в определенное время!

— Нет, не надо пыток, — попросил суфий. — Я скажу. Человек, который сейчас умрет на этом самом месте, возродится как божество. Эту тайну я нашел в старой книге.

— Стража! — закричал тиран. — Убейте меня немедля!

Конечно, никто не стал возражать или перечить…

Источник: Если ты не осел, или Как узнать суфия.

Есть советский фильм про Буратино, там лиса Алиса и кот Базилио пели очень поучительную песню, «на дурака не нужен нож, ему с три короба соврешь, и делай с ним, что хошь»



Килиди и золотые монеты.

Суфийский наставник Килиди обнаружил, что многие его ученики проводят немало времени, распространяя истории о его несравненных добродетелях и чудесных способностях угадывать мысли и нужды своих учеников. Он пытался урезонить их раз и другой, но человеческая склонность гордиться тем, кому служишь или беспредельно любишь, была в них очень сильна.

Однажды он сказал:

— Если вы не прекратите этим заниматься и притягивать зевак, что отвлекает меня от вашего обучения, мне придется остудить ваши восторги, выставив вас на посмешище как своих последователей.

Но и это предупреждение не возымело желаемого действия.

Тогда Килиди в присутствии многочисленных учеников и горожан дал сто золотых монет проходящему мимо бедняку. Вскоре тот возвратился вместе с золотыми и сказал:

— Золото не принесло мне добра. Жена ворчит, что она так же бедна, как и я, и потому ей причитается половина денег, или же ты должен дать столько же и ей.

Килиди забрал у него золото и вручил богатому человеку, который стоял неподалеку, со словами:

— Богачи не жалуются на то, что у них есть деньги.

Нищему он сказал:

— Теперь ты вернулся к прежнему состоянию, иди же, помирись с женой.

Затем он обратился к ученикам:

— Теперь вы видите, что и Килиди ошибается, и это видели все.

Источник: Шах И. Мудрость идиотов.

Каждому свое, так гласит мудрая поговорка и когда человек желает чего то, то пусть подумает, а зачем это ему нужно. Стоит ли это желание, его усилий.



Сердце – притча.

Жило было на свете Сердце. Оно тихонько жило в глубине души. И, в общем-то, никому не мешало.

Однажды в душу зашло Чувство. Это было давно. Чувство Сердцу понравилось. Сердце очень дорожило Чувством, боялось его потерять. Даже дверь на ключ закрывать начало. Они подолгу бродили по закоулкам души, разговаривали ни о чем, мечтали. По вечерам они вместе разводили костер, чтобы согреть душу.

Сердце привыкло к Чувству и ему казалось, что Чувство останется с ним навсегда. Чувство, собственно, так и обещало. Оно было такое романтическое. Но однажды Чувство пропало. Сердце искало его везде. Долго искало. Но потом в одном из уголков души нашло прорубленную топором дырку. Чувство просто сбежало, оставив огромную дырку.

Сердце во всем винило себя – оно слишком верило Чувству, чтобы обижаться. В память о Чувстве осталась одна дыра в душе. Она не заделывалась ничем. И ночами через нее залетал Холодный и Злой Ветер. Тогда душа сжималась и леденела.

Потом в душу пытались заглянуть еще другие чувства. Но Сердце их не пускало, каждый раз выгоняя веником через дырку. Мало-помалу чувства и вовсе перестали заходить.

Но однажды в душу постучалось совсем странное Чувство. Сначала Сердце не открывало. Чувство не полезло в дырку, как это делали предыдущие, а осталось сидеть у дверей. Весь вечер Сердце бродило по душе. Ночью улеглось спать, на всякий случай, положив веник рядом с кроватью. Прогонять никого не пришлось. Наутро, заглянув в замочную скважину Сердце, убедилось, что Странное Чувство по-прежнему сидит возле двери. Сердце начало нервничать, понимая, что нельзя прогнать того, кто еще не зашел.

Прошел еще день. Смятению Сердца не было предела. Оно поняло, что до смерти хочет пустить Странное Чувство. И до смерти боится это сделать. Сердцу было страшно. Оно боялось, что Странное Чувство сбежит, как и первое. Тогда в душе появится вторая дыра. И будет сквозняк.

Так проходили дни. Сердце привыкло к Странному Чувству у двери. И однажды, по хорошему настроению впустило-таки Странное Чувство. Вечером они разожгли костер и впервые за столько лет отогрели душу по-настоящему.

— Ты уйдешь? — не выдержав, спросило Сердце.

— Нет, — ответило Странное Чувство, — я не уйду. Но при условии, что ты не будешь меня удерживать и не будешь запирать дверь на замок.

— Я не буду запирать дверь, — согласилось Сердце, — но ты ведь можешь убежать через старую дырку.

И Сердце рассказало Странному Чувству свою историю.

— Я не бегаю через старые дырки, — улыбнулось Странное Чувство, — я другое чувство.

Сердце ему не поверило. Но пригласило на прогулку по душе.

— А где твоя старая дыра? — полюбопытствовало Странное Чувство.

— Ну вот, – горько усмехнулось Сердце. И показало место, где располагалась дырка…

Но дыры на месте не было. Сердце слышало, как ругается злой холодный ветер с внешней стороны души.

Сердце посмотрело на Странное Чувство, улыбнулось и сказало только, что не будет запирать дверь никогда…

Одиночество, вот то чувство, которое пугает всех людей на свете. И если в молодости с ним справиться легче, так как есть силы, то в старости это чувство способно уничтожить человека. Нужно помнить об этом всегда и помнить о своих пожилых родителях.



Рютан гасит свечу - дзэнская притча.

Однажды ночью Токусан пришел к Рютану за наставлениями. Когда он получил их, Рютан сказал:

— Уже поздно. Тебе пора идти.

Токусан поклонился, поднял штору и вышел. Увидев, что на улице темно, он вернулся со словами:

— Там уже темно.

Рютан зажег фонарь и протянул его Токусану. Когда тот протянул руку, чтобы взять фонарь, Рютан задул свечу. Токусан достиг просветления и поклонился.

— Что ты постиг? — спросил Рютан.

— Теперь я больше не буду сомневаться в том, что вы говорите, — ответил Токусан.

На следующий день Рютан поднялся на кафедру и объявил:

— Среди вас есть парень, чьи когти подобны мечам, а рот — словно кровавая чаша. Если вы ударите его палкой, он даже не посмотрит на вас. В один прекрасный день он поднимется на высочайшую вершину и утвердит там мой Путь.

Затем Токусан сжег на виду у всех собравшихся свои комментарии на сутры и сказал:

— Все глобальные учения подобны одному волоску среди бесконечного пространства. Все великие проявления человеческой мудрости подобны капле воды, упавшей в глубокий овраг.

Закончив жечь свои заметки, Токусан ушел.

Источник: Мумонкан. Застава без ворот: Сто восемь классических коанов дзэн.

Если вы пришли за инструкциями, к мастеру, то получив их не должны слепо следовать этим наставлениям. У каждого человека своя социальная обстановка и свои карты реальности, поэтому четкое совпадение инструкций невозможно, нужна обязательная корректировка.



Священник в раю - притча в изложении Ошо.

Как-то раз умер один священник. Конечно, он с самого начала был уверен, что попадет в рай, на небеса. Он прибыл туда, и все было прекрасно. Дом, в который он попал, был просто великолепен, это был самый восхитительный дом из всех, о которых он только мог мечтать. В тот миг, как у него появлялось желание, немедленно возникал слуга. Если он был голоден, слуга держал в руках поднос с едою, самой изысканной из той, что он когда-либо пробовал. Если он испытывал жажду, то еще до того, как его желание формировалось в мысль, пока оно все еще было чувством, появлялся человек с напитками.

Так это и продолжалось, и он был очень счастлив два или три дня, а потом он начал ощущать беспокойство, потому что человеку необходимо что-нибудь делать, вы не можете просто сидеть в кресле. Только человек Дао может вот так сидеть в кресле и сидеть, сидеть, сидеть… Вы этого не можете.

Священник забеспокоился. Два-три дня выходных, небольшой отдых — это нормально. При жизни он был так активен: множество публичных служб, миссии, церкви, проповеди; он был настолько вовлечен в дела общины и паствы, что теперь он с удовольствием отдыхал. Но сколько ж можно отдыхать? Отдыхать хорошо до тех пор, пока, рано или поздно, выходные не закончатся, и тогда вы возвращаетесь в мир, в свой привычный круг деятельности. Он стал беспокоен, начал чувствовать какое-то неудобство.

Вдруг появился слуга и спросил:

— Чего ты хочешь? Это твое чувство — не потребность, ты не голоден, не испытываешь жажду, ты просто неспокоен. Так что же мне сделать?

— Я не могу всегда сидеть здесь, не могу же я сидеть вечно, я хочу чем-нибудь заняться, — объяснил священник.

— Это невозможно, — возразил слуга. — Все твои желания здесь будут нами исполнены, что за нужда тебе что-то делать? Это ни к чему, и поэтому такое тут не предусмотрено.

Священник обеспокоился еще больше и воскликнул:

— Да что же это за Рай такой?!

— Какой Рай? Какой еще Рай? С чего ты взял, что это Рай? — удивился слуга. — Это — Ад. Кто тебе сказал, что это Рай?

И это действительно был ад. Теперь-то он понял: без деятельности — это был ад. Он должен был рано или поздно сойти с ума. Без общения и без разговоров, без необходимости проводить службы, без язычников, которых нужно обращать в христианство, без глупых людей, которых надо делать мудрыми, чем он мог заниматься?

Всем известно, что движение это жизнь. Только в движении можно ощутить и радость побед и горечь поражений. Посмотрите сами на свою жизнь и на жизнь своих соседей, как много «мертвых» людей лежит на диванах, сплетничают на кухнях, пытаются изобразить жизнь. Но по существу при жизни находятся в аду.



Уроки Соломона о добродетели.

Однажды некто пришел к Соломону, когда тот украдкой наблюдал за игрой детей, и спросил:

— Царь, помоги мне! Я живу в достатке, у нас большой дом и много рабов, но я вижу, что помыслы мои устремлены к мелкому и преходящему, а не к вечному и добродетельному.

Спросил тогда царь:

— А что такое добродетель?

Отвечал муж без раздумий:

— Добродетель — способ прийти к высокому, минуя низкое, постичь главное, презрев ничтожное.

Нахмурился царь:

— И снова спрашиваю тебя, что такое добродетель?

Отвечал проситель:

— Добродетель есть путь, которым можно достичь неба.

Еще больше нахмурился царь:

— В третий раз ответь мне, что есть добродетель?

Снова отвечал проситель:

— Добродетель — то, что делает душу чище и светлее.

Заговорил Соломон:

— Три раза спросил я тебя, и всякий раз ты, который целыми днями думает о добродетели, не смог дать мне четкого ответа. Ты хочешь постичь высокое, минуя низкое, но как можно взобраться на верхнюю ступень лестницы, не пройдя по нижним? Ты хочешь достичь неба, но достойно ли идти куда-то, не зная, что тебя там ждет? Ты хочешь стать светлее, но что такое свет без тьмы?

И сказал еще Соломон:

— Ночь сменяется днем, и не вечны ни тьма, ни свет. Знали бы мы, что такое день, не ведая ночи? Так же самые чистые помыслы идут об руку с неправедными. На самое ужасное способен лишь мнящий себя добродетельным.

И еще добавил царь:

— Так пристало ли благородному мужу размышлять о добродетели ради лишь нее самой? Люби жен своих, рабов своих и соседей своих, будь примером для каждого и всякий вечер, отходя ко сну, задавай себе два вопроса: что я сегодня сделал для того, чтобы стать счастливее, и не взял ли я слишком много счастья в ущерб другим? Лишь так твоя жизнь пройдет не в пустую, и лишь тогда после смерти твоей тебя назовут добродетельным.

Проситель поклонился и вышел, сожалея, что не прибег раньше к совету мудрого царя.

Само слово добродетель можно разделить на две части, добро – деятель, то есть делать добро. Но кто может сказать точно, что такое добро? Видимо это то деяние, которое приносит пользу и развитие не только самому делавшему, но и окружающей природе, людям. Если это так, то кто такие люди, которые не понимают добра? Видимо психологическая аномалия, без которой нормальные люди не различали бы добро и зло.