Notice: Undefined variable: vid in /home/psicho/htdocs/public_html/web/psychological-kitchen/index.php on line 8
Сказочная психология - Сказки и легенды - Сказочные персонажи
Главная /  Психологическая кухня /  Сказки и легенды /  Сказочные персонажи русских сказок.

Сказки и легенды

Сказочные персонажи русских сказок.

Дата создания: 2013-02-08 Автор: Александр

Баба – Яга.

Посмотрим, как выглядит имя Бабы – Яги в русском толковании. Баба – я – га. Женщина, у которой очень развито супер-эго и, которая постоянно двигается или знает путь. В сказках этот персонаж действительно знает много отгадок. Она знает, где вода живая и мертвая, где царство Кащея, либо, где его смерть. На многих сайтах об этом персонаже пишут разное, и то, что она стоит на границе с миром живых и мертвых, и то, что она подсознательно людьми воспринимается как смерть и т.д. В сказках Баба – Яга всегда имеет негативный характер, неважно, помогает ли она главному герою или хочет его съесть. Хотя Баба – Яга и имеет большую колдовскую силу, но летает она либо в ступе, либо на метле или некоторых животных. Вещи, которыми пользуется этот персонаж, довольно необходимые в человеческом обиходе (метла, ступа, ухват, печь). Сами вещи негативного окраса не несут. Единственное отличие от человеческого жилья - это избушка на курьих ножках. Находится далеко в лесах, обычно на болоте. Баба – Яга меняет свое отношение к путнику, если при обращении к ней использовать особый набор слов и специальную расстановку слов в предложении. К другим отрицательным персонажам такое средство не применимо. В сказках Баба – Яга много летает и много знает, но мало говорит. Говорит она только с тем, кто к ней придет и попросит, летает в двух мирах. Почти всегда соблюдает нейтралитет в жизни сказочных государств. В некоторых сказках у Бабы – Яги есть дети, но кто отец - неизвестно.



Кощей бессмертный.

Это еще один негативный персонаж русских сказок. Само прозвище говорит о бессмертии, но в сказках, оказывается, Кащея бессмертного можно убить. Почему тогда такое прозвище? Смерть у Кащея есть, но она довольно надежно спрятана, в полнее возможно, что не в нашем физическом мире и найти ее без подсказки главному герою невозможно. Кощей бессмертный живет в физическом мире, а его смерть или душа находится в параллельных измерениях. Так что же возможно кроется за этим персонажем? В обычном мире Кащей имеет те же страсти и пороки, которые имеют люди. Он очень богат, но богатство Кащея и губит. Он над златом чахнет, то есть жадность и зависть - главные пороки Кащея. Во многих сказках именно Кащей является владельцем молодильных яблок или живой воды, то есть бессмертия. Теперь посмотрим, где находится смерть Кащея? Обычно это остров, на котором стоит высокий дуб. То, что дерево в мифологии является мощным символом, означающим связь трех миров, многие знают. Символ дерева очень частый персонаж мифов и легенд. Крона дерева это обитель богов, ствол - это настоящий мир, где находятся люди, а корни обозначают подземный мир. На том дубу висит сундук кованый. Сундук довольно необходимая вещь в древнерусском обиходе. Сундук бывает из дерева, бывает хрустальный. Разве возможно сделать сундук из целого хрусталя? Сундук прикован цепями на кроне дерева, почему смерть Кащея находится в сфере богов неизвестно. Сундук висит на общем обозрении, не зарыт и не находится в дупле. Когда главный герой сбивает сундук из него выбегает заяц - самое быстрое существо - и пускается бежать. Когда зайца подстреливают, из него вылетает утка и летит в небо. Когда подбивают утку ( в некоторых сказках герою помогают спасенные им звери и на утку нападает сокол) из утки падает яйцо и прямо в море. Но тут на помощь приходит рыба, спасенная главным героем. Сам человек, почему то не ныряет, хотя в некоторых сказках яйцо падает в воду с берега. Но вот вопрос - почему в сундуке не сидел волк и потом из убитого волка, не вылетел орел? Ведь персонаж, чья душа в этих животных спрятана, довольно негативный? Сам символ яйца обозначает вселенную или целостную структуру. И вот яйцо разбили и достали смерть Кащея. Сами подумайте, почему в виде иглы? Игла очень помогает как вещь в домашнем обиходе, наверное, появилась в те же времена, что и каменный топор. Неужели для образа смерти такого злого героя, не нашлось вещи страшнее? Еще одна особенность - главные герои менялись, а Кощей во всех сказках Кощей.



Змей Горыныч.

Названий у этого персонажа множество. Но посмотрим на само описание Змея. Змея как персонаж используется во многих сказках и мифологиях, даже в Библии Еву соблазнил Змий. Само слово - змей в русском варианте звучания и написания из-за небольших изменений в буквах, получает новое звучание и смысл. Слово - змей используется для обозначения летающего дракона. Есть еще воздушный змей, то есть отнесенный к какой - то одной стихии. Дракон это более обобщенное слово. Теперь изменим букву, на «Е» на «И» и, зная по библейскому персонажу про коварного змия, мы представляем себе совсем другое существо. Теперь меняем еще буквы и получаем змея - обозначение всех гадов на земле. Змей ведь большое количество видов на планете и они даже занимают определенную нишу в пищевой цепочке. Они хорошо вооружены и приспособлены к выживанию. Теперь смотрим на Змея, сказочного. Обычно, он трехголовый, либо девяти или двенадцати голов. Но изначально - три. Что говорит нам цифра три. Она часто встречается в духовных обозначениях ( святая троица). Количество голов Змея больше схоже с количеством дней, которые по описаниям душа пребывает после смерти на Земле. Но самое главное, почему герою надо его победить именно в открытом бою. Ведь некоторых персонажей главный герой обманывает и хитростью добывает необходимые ему вещи. Водка у русского народа прозвана зеленым змием, почему? Видимо изначально, в сказке закодирована мысль о трех ипостасях человека, которые ему необходимо победить. Э. Берн в своей книге «Игры, в которые играют люди, и люди которые играют игры» описал эти три состояния человека. Родитель, взрослый, ребенок. Религия тоже соотносит число три к божественной ипостаси. Но о религии мы будем писать в другом разделе. Почему в Библии облик змеи был выбран на роль дьявола. В Библии не встречается ни одного упоминания о кошке. Вопросов много, ответов - мало. Есть только предположения.

Мы описали три основных сказочных персонажа, которые доминируют в рассказах. В сказках есть и водяные, лешие и русалки, но все они проходят как второстепенные персонажи. Теперь рассмотрим главных героев. Их тоже несколько. И в обличье они появляются разном или полярном. Например, Иван – царевич и Иван – дурак. Они разного происхождения, но имеют один набор психологических качеств. Это доброта, взаимопомощь, веселость и т.п. Эти два персонажа проходят почти одинаковые испытания и получают награду. Только награды у них разные по значению. Иван – дурак получая принцессу, улучшает свое положение, Иван – царевич мог бы, в принципе, не куда ни ходя, получить принцессу. И вот еще одна загадка. Парни оба добрые, а дела им достаются криминальные. Рассмотрим, как отправляется в поход Иван – царевич. Его отец болен и узнает, что где-то на краю земли есть спасительное снадобье (молодильные яблоки, живая вода). И вот царь отправляет в путешествие своих сыновей, либо одного. В дорогу не дается ни денег, ни войска, ничего. Хотя это царские дети. То есть, каким образом добрым молодцам достать необходимое? Купить нельзя, отвоевать тоже. Уговорить, что ли отдать вещь? Остается один способ - украсть Иногда в сказках вещь охраняют и могут убить за попытку кражи. Во многих сказках герою помогают волшебные звери, либо вещи. Разве описание скитаний героя не похоже на обряд взросления мужчины? Но давайте посмотрим характеристики героев, которые присутствуют в сказках. Их двое,они разнополярны.



Иван – царевич Иван – дурак.

Оба персонажа мужского рода, но социальный статус у каждого разный. Первый из царского рода, второй - из крестьянского рода. В некоторых сказках присутствуют оба персонажа. Иван – царевич проходит испытания по воле своего отца, а Иван – дурак, обычно, выполняет чужую волю. Оба героя обладают положительными характеристиками,они всегда готовы прийти на помощь. По пути к конечной точке своего путешествия герой получает в дар, либо отвоевывает некоторые волшебные вещи (меч, клубок). То же самое есть в мифах разных народов. Эти вещи позволяют достичь цели своего путешествия. Но многое все равно зависит от самого героя и его отношения к жизни. Многое в путешествии зависит от воспитания главного героя. В конце испытаний главный герой получает не только необходимую вещь, но и жену.